Главная » Статьи » НОУ |
Статья «Газета на трех этажах» октябрь 2009 года
Школа гимназиста-исследователя
Уважаемые гимназисты! Представляем вашему вниманию новую рубрику «Школа гимназиста-исследователя». Она будет полезна не только тем, кто является членом Научного Общества Учащихся, но и гимназистам, которые готовы познать радость исследовательского творчества. О, сколько нам открытий чудных, Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель... А.С. Пушкин Окружающий нас мир велик и многообразен. И, казалось бы, все уже открыто и познано. И мы, люди, живущие в 21 веке, уже не представляем себе жизни без так называемых благ цивилизации, которые тоже были когда-то открыты и исследованы впервые. А еще, пожалуй, не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в маленькой исследовательской работе. Посмотрите на ребенка, искренне и заинтересованно решающего какую-либо проблему, и Вы увидите идеального ученого. Любой ребенок, ежедневно открывая что- то новое для себя в окружающем мире, активно познает и исследует его. Мотивы ребенка просты и понятны. Им движет не корысть, не зависть, не амбиции, а искренний познавательный интерес. Ребенок способен заметить то, на что мы, взрослые, никогда не обратили бы внимания сами, он ухватывает самую суть, самое важное, в заинтересовавшем его. Непосредственность детского восприятия и мышления позволяет ему гениально просто объяснять самые сложные проблемы человеческого бытия, над разрешением которыми порой безуспешно бьются лучшие умы человечества. Почему спросите Вы, а потому что истина проста и глаголет она устами младенца. Не правда ли, ребята? Гимназисты, а задумывались ли вы когда-нибудь, сколько стоит зимой открыть дверь, или какую воду мы пьем? Размышляли над собственной интерпретацией стихотворения знаменитого поэта или анализировали аватару и никнемейн вашего виртуального собеседника? А может быть вы хотели своими глазами увидеть Ледовое побоище с помощью созданной вами же его компьютерной модели? Или заметили, что пыльца одуванчика может стать биоиндикатором техногенного загрязнения окружающей среды? А потом, рассказывая о своей школе вашим знакомым из других городов с гордостью представить им, созданный вами дубльгис по гимназии? Вы еще этого не сделали?! Так чего вы ждете? Оглянитесь вокруг, оказывается и 21 век таит в себе много тайн и загадок, которые ждут вашего открытия и решения! Кстати, эти вышеперечисленные идеи я заимствовала из работ-победителей прошлого года Краевого форума «Молодёжь и наука». А у Вас есть идея?! Отлично! Тогда теперь дело за тем, как правильно свою идею преобразовать в тему исследования. Выбор темы исследования является очень важным моментом, от которого во многом зависит успех всего дела. Тему нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться именно Вашим способностям, знаниям, интересам. Чтобы конкретно определить область научных исследований, в которой Вы будете работать, Вам следует проанализировать имеющийся у Вас «задел» по наиболее близким для Вас темам и наличие собственных творческих идей. Разумеется, что чем больше Материал для работы может черпаться из самых разных источников: монографий, научных журналов, в том числе иностранных, а также из сети Интернет. Предпочтение следует отдавать самым свежим и авторитетным источникам. Исследование может быть посвящено предложению нового подхода или метода решения актуальной задачи, необычному аспекту рассмотрения известной задачи и т.д. Тема научной работы должна быть очень конкретной, сосредоточенной на особенностях какого-либо процесса или явления, их влиянии одного на другое, сравнении и т. п. Не пугайтесь, если Вы не можете сразу выбрать и сформулировать тему исследовательской работы, это абсолютно естественно, когда у человека при небольшом опыте научной работы недостает перспективы видения, чувства актуальности, а также умения кратко и терминологически правильно выразить то, что он смутно чувствует и понимает. Помощь в выборе Вашей темы может оказать руководитель работы. Кроме того, может быть полезно, обратить внимание на смежные области знания: иногда на стыке двух научных дисциплин, например, экономики и социологии, экономики и математики, можно найти такие темы, которые как бы забыты и той и другой отраслями науки, но имеют определенные исследовательские перспективы. Выбрали? А теперь посмотрите, к какому из научных направлений относится тема вашего исследования: «Естественные науки и инженерные технологии»: «Прикладная и фундаментальная математика», «Физика и познание мира», «Химия и химические технологии», «Науки о Земле», «Проблемы биосферы и окружающей среды», «Водные экосистемы и рациональное водопользование», «Медицина и Здоровье. Основы здорового питания», «Природные и антропогенные ландшафты. Био - и агроценоз», «Экология растений, животного мира и микроорганизмов», «Машиностроительные и энергосберегающие технологии, прикладная механика», « Программирование», « Мультимедиа-технологии». «Социально-гуманитарные науки»: «Языки в межкультурной коммуникации», «Русская и зарубежная литература», «Отечественная лингвистика», «Социология и психология», «Право, искусство бизнеса и экономическое управление», «Мировая художественная культура», «Этнология», «Человек в истории России», «Проблемы и вопросы мировой истории и философии». Следующим важным шагом, уважаемые исследователи, будет определение, к какому типу будет относиться ваша работа. И не забудьте обратить внимание на критерии оценки каждого типа работы! Исследовательский реферат - содержит достаточное количество литературных источников (допускаются ссылки на Интернет-ресурсы), сформулирована проблема на основе анализа, систематизации и обобщения работ других авторов, выдвинута гипотеза по разрешению проблемы, сформулированы задачи исследования (план исследования). Желательно проведение пилотного исследования, подтверждающего правдоподобность гипотезы. Критерии оценки исследовательского реферата: • Критерии оценки реферата • Проведено обобщение работ других авторов • Сформулирована проблема в одной из следующих форм: a. знание о том, что мы не знаем b. отсутствие на данный момент средств, устраняющих препятствие в деятельности и мышлении. c. столкновение двух внутренних непротиворечивых знаний об одном и том же. • Приведено обоснование правдоподобности гипотезы (частичное подтверждение) • Наличие плана исследования с указанием методов и последовательности решаемых задач. Исследовательская работа включает реферативную часть (исследовательский реферат) и содержит описание проведенного исследования, результата, вытекающего из проведенного исследования. Критерии оценки: • критерии оценки исследовательского реферата • обоснованность полученного результата • новизна полученного результата Проектно-исследовательская работа включает реферативную часть (исследовательский реферат), содержит описание проведенного исследования и показывает возможность применения полученного результата. Критерии оценки: • критерии оценки исследовательского реферата • критерии оценки исследовательской работы • обоснованность применения полученного результата • практическая значимость полученного результата. Итак, тема выбрана, научное направление определено, тип работы установлен. Что дальше? А дальше начинается работа над составлением плана и анализ научно-литературных источников. Как сделать это наиболее эффективно вы узнаете в следующей статье рубрики. А пока, как говорил Николай Константинович Рерих – Устремите ум на радость творчества! Желаю удачи и новых открытий! До новых встреч! Заместитель директора по научно-методической работе Богданова О.В. | |
Просмотров: 941 | |
Всего комментариев: 0 | |