Главная » Статьи » НОУ

Статья «Газета на трех этажах» декабрь 2009 года
Научное Общество Учащихся
Школа гимназиста-исследователя

«Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества,
тот никогда не забудет блаженного мгновения.
Он будет жаждать повторения».
П.А.Кропоткин

Здравствуйте, уважаемые гимназисты! Наша рубрика продолжает знакомить вас с особенностями исследовательского творчества. Эта статья посвящена вопросам составления плана исследования и приемам работы с научной литературой.
Я не открою вам секрета, если скажу, что любое серьезное дело, которое ориентировано на положительный результат стоит начинать с плана. Помните, знаменитый вопрос героя всем известного мультфильма - «Есть ли у вас план, мистер Фикс?». И хотя планы у него были не совсем добрые, но даже он задумывался об их наличие.

Зачем же нужен план исследований, и как его готовить?

Подготовка плана исследования может облегчить Вам дальнейшую исследовательскую работу, так как в ходе его подготовки Вы сможете лучше уяснить для себя содержание и объем Вашей будущей работы.
Подготовка плана – дело индивидуальное: Вы можете продумывать его в уме или записывать пункты плана в рабочую тетрадь или записную книжку. Разумеется, нельзя заранее предусмотреть все нюансы, новые идеи или сложности, которые могут возникнуть в процессе исследований, поэтому не следует относиться к плану как к чему-то неизменному. Неизменной является лишь основная цель исследования – изучить, описать, объяснить то или иное явление, предложить новый метод решения актуальной задачи и т.п., то есть то, ради чего и начиналось данное научное исследование.
В начале работы над планом полезно подготовить несколько вариантов рабочего плана, а затем выработать на их основе один – оптимальный, с Вашей точки зрения. Непременным условием создания рабочего плана является логическая связь между последовательными разделами.

Какой последовательности разделов плана следует придерживаться?

Очень важной является логическая последовательность пунктов плана. Этапы исследования должны следовать друг за другом таким образом, чтобы каждый предыдущий этап соответствующим образом подводил Вас к последующему. Нарушение логической последовательности плана Вашей деятельности может серьезно затруднить Вашу работу и даже сделать ее невыполнимой. В то же время план должен позволять вносить в него различные тактические изменения в ходе исследования при сохранении его основной стратегии. Как уже было сказано, стратегическая цель исследования должна быть неизменной и четкой на протяжении всего исследования, доминируя над его ходом, и все Ваши тактические приемы, исследовательские методы и средства должны содействовать ее достижению.
Общая схема исследовательского процесса состоит из выбора проблемы исследования – обзора литературы – построения гипотезы - выбора программы исследования (определение методов проверки гипотезы: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдения за поведением людей в определенных ситуациях, изучение существующих результатов и исторических свидетельств) - сбор данных (сбор и регистрация данных в соответствии с особенностями исследовательской работы) – анализ результатов (поиск значимых связей между фактами, выявившимися в ходе исследований) - выводы.

Что такое проблема исследования?

Проблема исследования и его тема – это не одно и то же. Проблема как бы задает ракурс рассмотрения темы; она является основной, стержневой для всей работы. В связи с этим, нужно четко, ясно, корректно определить проблему. Она может быть сформулирована в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п. Проблема – это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы.
Правильная формулировка проблемы научного исследования является залогом успеха всей Вашей работы. А для того, чтобы верно сформулировать проблему, необходимо понять, что в выбранной теме уже было разработано до Вас, что еще пока слабо разработано, а чего, вообще, никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы.
Поставленная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования. В свою очередь, цель определяет тактику исследования – последовательность конкретных шагов (исследовательских задач), посредством которых проблема может быть решена. Вариант решения проблемы, составляющий само содержание работы, первоначально формулируется в виде основной гипотезы исследования. Это пробное решение, которое необходимо проверить и доказательно обосновать в ходе исследования.

Как лучше организовать поиск материалов?

Выработанный в начале исследований рабочий план облегчит Вам дальнейший целеустремленный поиск источников информации по выбранной теме и поможет достичь требуемого уровня осмысления материалов, которые Вы найдете в ходе поисков.
Очень полезным приемом работы с литературными источниками является составление картотеки научных источников по теме. Грамотно составленная картотека даже при беглом обзоре заголовков позволяет охватить проблему в целом.
Вам следует просмотреть все виды источников, связанных с темой Вашего исследования. В их число могут входить материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной периодике, монографии, информация, размещенная в сети Интернет, отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, диссертации, депонированные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, материалы зарубежных фирм. В этой связи Вам могут помочь информационные изданиями типа каталогов, которые включают в себя не только сведения о публикациях в печати, но и краткий обзор их содержания.
Кроме того, в работе могут оказаться полезными материалы Всероссийского научно-технического информационного центра (ВНТИ Центр), который осуществляет сбор, накопление и обработку информации по всем видам публикуемых исследовательских работ, проводимых в стране, и издает по ним информационные издания реферативного и сигнального типов.
В процессе поиска материалов по интересующей Вас теме следует широко использовать возможности информационно-поисковых систем, баз и банков данных. Полученная таким образом информация может оказаться полезной как сама по себе, так и послужить в качестве отправной точки для поиска дополнительной информации.

Как следует работать с литературой?

Работа с научной литературой является одним из основных подготовительных этапов в исследовательской работе. Не следует преждевременно пугаться, если вдруг окажется, что по Вашей теме имеется очень много литературы. При правильном методе ознакомления с источниками Вы быстро научитесь свободно ориентироваться в литературе по Вашей теме. В центре работы над научной литературой находится основная проблема исследования. Изучая источники, следует особое внимание уделить степени изученности проблемы, а полученная и накопленная из литературы информация поможет Вам при постановке проблемы.
В процессе работы с источниками полезно делать выписки, которые облегчат Вам дальнейшую работу. Как именно делать выписки, каждый должен решать сам, выбирая оптимальный способ на основании собственного опыта. Это могут быть конспекты, фрагменты работ, отдельные цитаты и т.п. Вы будете делать выписки для себя, поэтому при их составлении ориентируйтесь на собственные способности и память.

С чего начать?

Работу с литературой лучше начинать с наиболее фундаментальных работ, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области, а затем двигаться дальше в направлении от общего к частному – от базисных положений к более конкретным. Но не забывайте, что Ваша задача состоит в том, чтобы не заимствовать материалы из авторитетных источников, а в том, чтобы, почерпнув из них все лучшее, осмыслить и переработать весь накопленный Вами материал, предложив собственное осмысление Вашей темы.
Помимо фундаментальных работ, следует уделить внимание научным статьям, публикуемым в периодических изданиях и размещенным в сети Интернет. И в заключение, хотелось бы напомнить вам слова Р.Декарта, который говорил, что недостаточно только иметь хороший разум, а главное – это хорошо применять его. Удачи в работе! Напоминаю, что защита работ на кафедрах состоится уже в конце января. Используйте время с пользой! До новых встреч!

Заместитель директора
по научно-методической работе
Богданова О.В.
Категория: НОУ | Добавил: uchgim (19.02.2011)
Просмотров: 419 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]