Горячкина Е.А., Краснова О.В., Лемайкина Т.Ю., Малышева И.В., Тронт И.М. учителя английского языка МАОУ «Гимназия №1» г.Сосновоборска
e-mail: gorlenka@inbox.ru
«…замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне урока».
В. А. Сухомлинский
«Создание предметно-образовательной среды для поддержания мотивации в обучении иностранным языкам детей разнонаправленной одаренности»
Аннотация: В данной работе представлена модель образовательной среды для обучения и развития детей с разными видами одарённости. Раскрываются направления и система работы гимназии с обучающимися.
Ключевые слова: модель образовательной среды, одарённые дети, формы самореализации учеников.
В процессе преподавания английского языка учителя часто сталкиваются с проблемой, что не всегда одаренные учащиеся достаточно мотивированы на самостоятельное изучение языка, не ощущают потребности совершенствовать языковые умения. Многие учащиеся испытывают затруднения с тем большим количеством информации, к которой имеется доступ, а, следовательно, быстро теряют интерес к ней. Решение данной проблемы наша кафедра видит в создании языковой развивающей предметно-пространственной среды через организацию внеурочной деятельности по предмету.
В дидактике сегодня активно развивается «средово-ориентированный подход к обучению». В этой концепции признается, что основное влияние на ребенка оказывает среда, в которой протекают процессы самообразования и саморазвития ребенка. В центре внимания этого подхода и находится моделирование, проектирование и оценка образовательной среды.
Теоретические основы данного подхода развиваются сегодня в рамках целого ряда авторских концепций. В России наибольшую известность приобрели научные школы Ю.С. Мануйлова и В.А. Ясвина.
Каждая из этих теорий утверждает, что имеется потенциальная возможность проектирования среды, ориентированной на достижение различных образовательных целей.
С этих позиций мотивирующая образовательная среда (МОС) – это образовательная среда творческого типа, оказывающая влияние на активизацию имеющихся у учащихся мотивов учения, предоставляющая возможности достижения учебной цели, эмоционального подкрепления и становления на их основе новых.
В свою очередь, хорошо организованная образовательная среда, способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования, способствует развитию личностных результатов образования.
Cистемный подход к построению образовательной среды предполагает выделение его особенностей и рассмотрение их с позиций системообразующих связей, иерархических отношений, структурных характеристик.
Структура образовательной среды включает в себя, по Ясвину В. А., три базовых компонента:
- пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся,
- социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.),
- психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях.
Необходимо, чтобы познавательная мотивация стала основной для развития учащихся и стимулировала их учебную активность, хорошую успеваемость, положительное отношение к изучаемому языку. Для этого мы выделили типы мотивации, на которые ориентируемся при построении нашей образовательной среды:
целевую - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
успеха - если предмет “удается”, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.
страноведческая - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.
эстетическая - помогает превращать изучение языка в удовольствие.
инструментальная - учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.
Внеурочная работа в обучении английскому языку играет значительную роль. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны. Также эта работа должна соответствовать ФГОС и логично встраиваться в систему работы гимназии.
Нужно отметить, что кафедра иностранных языков всегда активно принимает участие во внеурочном проекте учреждения «Звезды гимназии», который предлагает учащимся самые разнообразные формы и возможности проявления своих талантов и одаренностей. Ранее этот список составлялся, полагаясь на фантазию и творчество педагогов кафедры, сегодня мы руководствуемся теми критериями, которые задает созданная нами модель.
Мы обратились к педагогической литературе и выяснили, что наиболее полно раскрывает основные принципы организации внеклассной работы по иностранному языку Савина С.Н. Она отметила, что внеклассная работа строится на следующих принципах:
связи обучения с жизнью.
коммуникативной активности учащихся.
учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка.
учета возрастных особенностей учащихся.
сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.
Эти принципы отвечают целям и задачам всей внеклассной работы по иностранному языку в школе и иллюстрируют суть педагогической деятельности учителя: расширению и углублению знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; стимулированию интереса учащихся к изучению предмета; всестороннему развитию личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы. По смыслу выделяют следующие формы внеклассной работы по иностранным языкам: соревновательные, средства массовой информации, культурно-массовые, исследовательские.
И на одном из заседаний кафедры было принято решение о начале работы над проектом по созданию предметно-образовательной среды для поддержания мотивации в обучении иностранным языкам детей разнонаправленной одаренности. Работа была разбита на несколько этапов: проектировочный, цель которого заключалась в подготовке условий и анализу материально — технических, педагогических условий реализации нашего проекта; экспериментальный, целью данного этапа являлась разработка и апробация системы работы с одаренными детьми в гимназии. На экспериментальном этапе планировалось: провести психолого-педагогические исследования одаренности гимназистов; разработать модель сопровождение одаренных детей; разработать методические рекомендации по работе с одаренными детьми; накопление библиотечного фонда по данному вопросу; адаптация учебных программ факультативов и элективных курсов; повысить квалификацию педагогов посредством совещаний, семинаров, научно-практических конференций, фестивалей педагогических идей и др. Третий этап – этап функционирования. На данном этапе планировалось: провести анализ итогов проделанной работы; проследить достижения преемственности в воспитании и обучении на всех этапах обучения; провести коррекцию затруднений педагогов в реализации проекта; обобщить результаты работы.
По окончанию реализации проекта прогнозировались следующие результаты:
1. Расширение диапазона мероприятий (олимпиады, выставки, конкурсы, фестивали, соревнования) для раскрытия творческих способностей обучающихся.
2. Укрепление методической базы кафедры, работающих с одаренными детьми.
3.Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети».
4. Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся.
5. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
Проведенный опрос учащихся гимназии помог выявить Требования к образовательно-пространственной среде «Английскому уголку»:
соответствовать возрасту, интересам и потребностям учащихся;
раскрывать актуальные новости и вопросы;
включать аутентичные занимательные тексты для чтения ;
охватывать темы, приобщающие к культурному наследию стран изучаемого языка;
включать темы, апеллирующие к личному опыту учащихся, их чувствам и эмоциям.
Воспользовавшись результатами психологических диагностических исследований с высокомотивированными детьми в гимназии были выделены следующие виды одарённости:
общая интеллектуальная одарённость;
академическая одарённость;
творческая одарённость;
лидерская одарённость.
В ходе психологического обследования обучающихся в гимназии были получены следующие результаты: одарённые дети составили 18%, дети с высоким потенциалом - 30%, мотивируемые дети - 52 % от общего количества обучающихся в школе.
Исходя из данных психологического обследования были систематизированы направления внеурочной деятельности, виды одаренности детей и формы организации внеурочной работы с учащимися на кафедре (таблица 1).
Таблица 1
|
Направления внеурочной деятельности по ФГОС |
Виды одаренности |
Формы внеурочной деятельности на кафедре |
1. |
Спортивно-оздоровительное |
общая интеллектуальная |
|
2. |
Духовно-нравственное |
Страноведческие и патриотические проекты, форумы, дебаты, конференции, флешмобы. |
|
3. |
Социальное |
лидерская одарённость |
Проекты |
4. |
Обще интеллектуальное |
академическая одарённость |
Олимпиады, НИР, конкурсы, экскурсии, квесты |
5. |
Общекультурное |
творческая одарённость |
Праздники, спектакли, творческие вечера, фестивали, фильмы, песни, концерты, выставки рисунков, плакатов, поделок. |
Данная модель позволила работе нашей кафедры и соответствовать требованиям ФГОС, и охватить мотивацию учащихся с различной одаренностью и реализовать внеурочную деятельность по предмету.
Нам также удалось выстроить направления работы с одарёнными детьми представлены в таблице 2.
Таблица 2
Модель работы с одарёнными детьми
Профессиональное образование с учетом способностей выпускников
|
Готовность к жизненному самоопределению
|
|
III уровень 10-11 КЛАССЫ |
||
Диагностика и определение приоритетных направлений развития
|
|
Специализация старшеклассников по склонностям, интересам, способностям
|
Система дополнительного образованияии |
||
Элективные курсы
|
Модули
|
Базовые курсы
|
II уровень 7-9 КЛАССЫ |
||
Предварительная специализация по интересам, способностям Промежуточное прогнозирование результатов |
||
Диагностика актуальной одаренности
|
|
Диагностики потенциальной одаренности |
I уровень 1-6 КЛАССЫ |
||
Система работы по обучению и воспитанию
|
||
Диагностика общей одаренности |
||
Художественная направленность
|
Предметно-практическая направленность |
Социальная направленность |
Таким образом, все это позволило нам прийти к построению образовательной среды, реализуемую через внеурочную деятельность по предмету для обучения и развития детей с разными видами одарённости можно представить через предметно-пространственную среду «Английский уголок». Познавательные зоны предметно-пространственной среды были разделены по следующему предметному содержанию в соответствии с потребностями учащихся и пожеланиями учителей-предметников:
-
зона книгообмена (books exchange). Функционирование это зоны включает в себя: формирование книжной полки при помощи объявления и дальнейшего сбора подаренных книг, объявление о сборе книг, осуществление книгообмена; мониторинг книгообмена;
-
стенд с познавательной информацией для учащихся младшей и средней школы (сuriosity pages: English world for kids (1-4 классы), English world for teens (5-8 классы), English world for adolescents (9-11 классы));
-
подборка информации о конкурсах и олимпиадах, результаты олимпиад (Olympiads and contests): международные и дистанционные олимпиады и конкурсы, гимназические олимпиады и конкурсы, поздравление победителей олимпиад и конкурсов;
-
календарь событий англоязычных стран (English Calendar);
-
информация о подготовке к государственной итоговой аттестации (Final exams);
-
выставки творческих работ учащихся (Сreative and innovative).
Таким образом, в основе данной модели лежит системно-деятельностный подход, методы проблемного обучения, поисковый, исследовательский, формы обучения-индивидуальные и групповые занятия, модульные и элективные курсы, профильное обучение, занятия, посещаемые во внеурочное время, формы самореализации учеников - олимпиады, интеллектуально-познавательные игры, конкурсы, участие в фестивалях.
Предметно-образовательная среда позволяет сохранять и поддерживать:
активность:
-
обеспечение участия детей в конкурсах, смотрах различного уровня;
-
организация семинаров, круглых столов, открытых уроков для педагогов города;
-
обеспечение участия педагогов школы в семинарах, круглых столах, конференциях различного уровня;
-
информирование педагогов о возможности публикации своих методических разработок, материалов исследований;
доминантность:
-
организация дней открытых дверей, открытых уроков, мастер-классов для родителей и общественности;
-
организация школьных мероприятий, спектаклей с участием родителей;
-
обеспечение стабильности основного состава педагогического коллектива за счет удовлетворения профессиональных запросов педагогов: расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п.
интенсивность:
обеспечение образовательных запросов учащихся и родителей за счет организации факультативов, кружков различной направленности;
усиление экскурсионной работы;
обеспечение запросов учащихся и их родителей за счет внеклассной и внеурочной деятельности.
обобщенность:
вовлечение педагогов, учащихся и родителей в коллективные творческие дела.
осознаваемость:
-
регулярное обновление информации;
-
проведение мастер-классов для родителей;
-
проведение традиционных школьных праздников с участием педагогов, учащихся, родителей.
устойчивость:
-
удовлетворение профессиональных запросов педагогов (расписание уроков, оснащенность кабинетов, повышение квалификации и т. п.);
-
удовлетворение образовательных запросов учащихся их родителей;
-
обеспечение индивидуального подхода к учащимся.
широта:
-
организация и проведение мероприятий разного уровня;
-
посещение учащимися модульных курсов.
эмоциональность:
-
ведение психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, разработка модели образовательной среды для обучения и развития детей с разными видами одаренности как основная цель экспериментальной работы кафедры имеет важное методическое и практическое значение, результатом которого стал продукт пространственно-образовательная среда «Английский язык», получивший реализацию через реализацию внеурочной деятельность по предмету. Данная предметно-образовательная среда позволила не только систематизировать и грамотно организовать внеурочную работу по предмету, но активизировать познавательную активность, мотивировать учащихся с разными видами одаренности к изучению английского языка, поддерживать этот уровень мотивации на протяжении всего периода обучения через активные вовлечение самих учащихся в реализацию проекта.
Литература
-
Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов н/Д, 2002.
-
Божович Л.И. Избранные психологические труды. Москва, 1995, с. 148–153.
-
Гальскова Н.Д. теория и практика обучения иностранным языкам. М.: Айрис-Пресс, 2004.
-
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва, 1986, с. 130–134.
-
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Саморегуляция личности: системный взгляд. Томск, 2000.
-
Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6. С. 25-30.
-
Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2001.
-
Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. 1989. № 6
-
Мельниченко И. А. Создание модели образовательной среды для обучения и развития детей с разными видами одарённости // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54025.htm.
-
Одарённые дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1991. -->