Е.А. Горячкина, О.В. Краснова учителя английского языка 

                                                                 МAОУ «Гимназия 1»  г. Сосновоборск

e-mail: gorlenka@inbox.ru

ovbekker@gmail.com

«Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие метапредметных умений через технологию web-квест в урочной и неурочной деятельности»

Аннотация: в статье рассматривается способы активизации познавательной деятельности учащихся и организация их работы на уроках при помощи технологии web-квест.

Ключевые слова: интернет, информационные технологии, активизация познавательной деятельности, универсальные учебные действия, системно - деятельностный подход.

Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности. С одной стороны, возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей. С другой стороны, модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения.

Цель данного педагогического опыта - активизация учебной деятельности обучающихся посредством использования технологии web-квеста, переориентация обучающихся из позиции потребителя информации в активного участника образовательного процесса.

Актуальность применения технологии web-квест в современном образовании видится в том, что при реализации ФГОС ключевым условием является использование технологий деятельностного типа.

Новизна данного педагогического опыта заключается в усовершенствовании и разнообразии процесса обучения посредством использования образовательной технологии web-квест, которая способствует формированию коммуникативных и информационных компетенций обучающихся с учётом воспитательной составляющей и дополняет традиционную модель учитель – учебник – ученик актуальной моделью ученик – информационная среда – учитель. Данная модель может с успехом использоваться в процессе организации активизации познавательной деятельности и повышении мотивации обучающихся на уроках и во внеурочное время.

В соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами на общеобразовательную школу возлагаются задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков. С одной стороны, каждый учащийся должен приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. Современная учебная программа требует от учащихся умения работать с непрерывно растущим информационным потоком. Однако часто можно наблюдать, что учащиеся испытывают значительные трудности, не уверены в своих силах, не удовлетворены результатами своего труда, что приводит к потере интереса при изучении предмета. С другой стороны, жизнь современного человека невозможно представить без развития технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, и распространения электронных образовательных ресурсов. Чаще всего можно наблюдать пассивное восприятие обучающимися информации, полученной в Интернете, что приводит молодых людей к стереотипности мышления, искаженному мировоззрению, снижению учебной мотивации. При таком отношении Интернет-ресурсы становятся не базой для развития компетентности личности, а универсальной шпаргалкой на все случаи жизни. А между тем развивающиеся информационные технологии предлагают массу возможностей для совместной работы учащихся и учителя.

Изучив, педагогическую литературу по данной проблеме, описанную отечественными учеными Быховским Я.С., Е.И. Игумновой, Толмачевой Е.В.,И.В. Радецкой, а также основоположниками этой технологии, американцами  Берни Доджем и Томасом Марчем, было сформулировано следующее определение технологии web-квест, как интегрированной технологии, которая объединяет идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ и сочетает целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и/или серии вспомогательных заданий по определенному сюжету (рис.1).

 

Рисунок 1. Технология образовательный web-квест.

Web-квест, как образовательная технология, опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно данному подходу, учитель является организатором и координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых. Он создает условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности обучающихся и поддерживается их инициатива. В свою очередь, обучающиеся становятся равноправными «соучастниками» процесса обучения, разделяя с учителем ответственность за процесс и результаты обучения.

Обязательный web-квест включает в себя следующие части (рис.2):

     - введение (тема и обоснование ценности проекта). Этот этап предоставляет основную информацию, вводит ключевые понятия, а также содержит вопрос, над которыми будут размышлять учащиеся;

    - задание (цель, условия, проблема и пути ее решения). Это наиболее важная часть web-квеста. Задание направляет учащихся на ряд конкретных действий на пути решения проблемы;

    - процесс (поэтапное описание хода работы, распределение ролей, обязанностей каждого участника, ссылки на интернет-ресурсы, конечный продукт). В этом разделе содержатся указания, как именно учащиеся будут выполнять задание (порядок выполнения и сортировки информации);

    - оценка (шкала для самооценки и критерии оценки преподавателя). Раздел содержит критерии оценки выполненного задания в соответствии с определенными стандартами;

    - заключение (обобщение результатов, подведение итогов (чему научились, какие навыки приобрели; возможны риторические вопросы или вопросы, мотивирующие дальнейшее исследование темы). Здесь подводится итог и поощряется рефлексия и дальнейшие исследования по проблеме;

    - страницы для учителя (дополнительно). В них содержится информация для помощи другим преподавателям, которые будут использовать web-квест.

Рисунок 2. Структура web-квеста.

 

По продолжительности выделяют краткосрочный и долгосрочные web-квесты (рис.3). Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).

 

Рисунок 3. Виды web-квестов по продолжительности.

 

По предметному содержанию выделяют моно и межпредметные web-квесты. Что касается формы организации (архитектуры), то web-квест может иметь форму базы данных, которую используют ученики для создания продукта, или представлять собой микромир (игру), в которой учащиеся передвигаются с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство. Если первый вид может активно разрабатываться обычным пользователем (учителем), то второй требует серьезные навыки программирования и может приобретаться в качестве готовых образовательных продуктов. В нашем случае мы следуем именно этому принципу: самостоятельно разрабатываем первый тип и активно используем готовый продукт второго типа (например, littlebridge.com). Кроме того, задания первого типа могут быть реализованы на многочисленных готовых платформах таких как: learning apps.com, google class, moodle, skyeng, open class и др. По мнению многих учителей, успешно внедряющих веб-квесты в учебный процесс, данная технология предоставляет три основных составляющих продуктивного языкового обучения: проблемность, аутентичность и интерактивность, которая является ведущим фактором в обучении иностранному языку. Форма организации обучения в данной технологии также может быть индивидуальной и групповой. Кроме того, данная технология привлекает и тем большим количеством типов заданий, которые учитель может предложить обучающимся (рис.4), а в следствии этого и разнообразия полученных продуктов (типа представления результатов): от устного выступления и эссе до веб-страницы или газетной статьи.

 

Рисунок 4. Типы заданий технологии web-квест.

 

Залогом успеха и целесообразности использования обучающимися данной технологии является соблюдение основных принципов разработки web-квеста (рис.5).

 

Рисунок 5. Требования к разработке web-квеста.

 

Таким образом, обучающийся в процессе работы над web-квестом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над web-квестом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию. Выполняя квест-проект, обучающийся учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Учителю технология web-квеста помогает виртуально осуществлять консультирование обучающихся на всех этапах продвижения через формулировку задания и четкие инструкций по продвижению по квесту. Особенно это удобно для организации самостоятельной работы, дистанционного обучения, координации выполнения домашнего задания. Кроме того, работая над веб-квестом, обучающиеся проходят полный цикл мотивации от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет учащимся исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.

Немало важным аспектом данной технологии является оценивание и даже скорее развитие навыков самооценивания обучающихся. Как правило используется около 4-8 критериев, которые могут включать оценку: исследовательской или творческой работы, качества аргументации, оригинальности работы, навыков работы в группе, устного выступления, мультимедийной презентации, письменного текста и т.п. Такая критериальность позволяет избежать вопросов о справедливости оценивания обучающихся, так как они заранее «принимают правила игры». Этому этапу посвящается целая страница сайта, включающая множество критериев и позволяющая самостоятельно отслеживать как этапы работы создания продукта, так и успешность своего продвижения. Для создания бланка оценки необходимо сформулировать наиболее значимые критерии выполнения задания, которые должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать: достижение заявленной цели, качество выполнения работы, качество процесса, выполнения работы, содержание, сложность задания. Также необходимо определиться со шкалой оценки и подготовить описание параметров. Удобнее всего это сделать в таблице (рис.6).

 

Критерии
и параметры оценки

Начальный уровень выполнения работы

1-2 балла

Работа нуждается

в доработке

 

0 - 1 балл

 

Выполненная работа

 

 

2 балла

Дополни-тельные

баллы

 

1 балл

Ответ на проблемный

вопрос

Найден краткий ответ на основной вопрос

Найдены

ответы не на все вопросы

Найдены аргументированные ответы на все вопросы

Использованы Интернет-ресурсы

Раскрытие

 темы

Начата работа над темой

Тема раскрыта частично

Тема раскрыта полно

Тема раскрыта оригинально

Логичность

 в изложении материала

Незначитель-ные нарушения логики

Отсутствие

логики

Логичное изложение материала

Железная логика

Авторская оригинальность

Не совсем стандартная работа

Стандартная работа

Ощутимы авторские находки

Уникальная работа

Оформление работы, самостоятельность выполнения

Частично самостоятельная работа

Несамостоятельная работа

Самостоятельная работа

Высокий уровень

Стилевое

 решение

Некоторые нарушения стиля

Стиль

 не соблюдён

Единый стиль

Авторский стиль

Анимация и навигация

Не совсем удачная анимация

Нет анимации

Удачно использована анимация

Идеальное решение

 

Рисунок 6. Пример разработки критериев web-квеста.

Стоит отметить, что проведение занятий с помощью web-квеста  имеет ряд определенных преимуществ:

  • веб-квесты дают учителю образец того, как организовывать и проводить проектную работу;
  • в Сети можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового продукта и использовать его без изменений (или, может быть, слегка изменив);
  • в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям, желающим создавать свои собственные веб-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и где найти полезные сайты при создании веб-квеста, а также список поисковых систем и инструкции по их использованию;
  • учитель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении проекта. В результате чего они тратят меньше времени на поиск необходимой информации, чем на выполнение задания;
  • многие ученики будут с удовольствием работать по этой технологии для повышения уровня владения языком.

Однако существуют и трудности в использовании данной технологии:

  • для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;
  • технология веб-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной грамотности;
  • медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов);
  • много веб-квестов, которые можно найти в Интернете, созданы за рубежом, поэтому их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.

Таким образом, технология web-квест реализует образовательную, развивающую и воспитательные цели, позволяет интегрировать ресурсы Интернет в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, развивая метапредметные компетенции учащихся в процессе работы над веб-квестом развивается. Учителем создаются условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности обучающихся и поддерживается их инициатива.

В ходе реализации проекта нами было создано и апробировано четыре веб-квеста для реализации в урочной и неурочной деятельности: https://ovbekker.wixsite.com/quest, https://gorlenka.wixsite.com/anewanimal, https://gorlenka.wixsite.com/poklon, https://gorlenka.wixsite.com/webquest. Веб-квесты прошли успешную апробацию и активно используются в учебном процессе. Педагогическая практика была представлена на краевом мероприятии для школ с низкими учебными результатами и нашла положительный отзыв коллег. Данная модель может являться приоритетной в процессе организации активизации познавательной деятельности и повышении мотивации обучающихся на уроках и во внеурочное время.

Литература

1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.

2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999

3. Ван лоо Э., Брон Ж. Т., Янсен Ю. Эксперименты в обучении русскому языку, основанном на задачах (task-based learning): "ярмарка языков" и "вебквест по русскому языку и страноведению" // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Круглые столы: Сборник докладов и сообщений. СПб., 2003.

4. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07

5. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. http://iktylka.blogspot.com/2009/02/5.html

6. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты. http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php

7. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся http://festival.1september.ru/articles/513088/ 

8. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995-1997. - http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html

9. March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators. 1995-2001. - http://www.ozline.com/learning/webtypes.html

10. March T. Working the Web for Education. Theory and Practice on Integrating the Web for Learning. 1997- 2001. - http://www.ozline.com/learning/theory.html

11. March T. Web-Quests for Learning. 1998. - http://www.ozline.com/webquests/intro.html

12. Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999. - http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html

13. Lamb A. Locate and Evaluate WebQuests. 2000-2004 / EduScapes. Teacher Tap. Internet resourses.Webquests. - http:/