Е.А. Горячкина, О.В. Краснова учителя английского языка
МAОУ «Гимназия 1» г. Сосновоборск
e-mail: gorlenka@inbox.ru
ovbekker@gmail.com
«Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие метапредметных умений через технологию web-квест в урочной и неурочной деятельности»
Аннотация: в статье рассматривается способы активизации познавательной деятельности учащихся и организация их работы на уроках при помощи технологии web-квест.
Ключевые слова: интернет, информационные технологии, активизация познавательной деятельности, универсальные учебные действия, системно - деятельностный подход.
Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности. С одной стороны, возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей. С другой стороны, модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения.
Цель данного педагогического опыта - активизация учебной деятельности обучающихся посредством использования технологии web-квеста, переориентация обучающихся из позиции потребителя информации в активного участника образовательного процесса.
Актуальность применения технологии web-квест в современном образовании видится в том, что при реализации ФГОС ключевым условием является использование технологий деятельностного типа.
Новизна данного педагогического опыта заключается в усовершенствовании и разнообразии процесса обучения посредством использования образовательной технологии web-квест, которая способствует формированию коммуникативных и информационных компетенций обучающихся с учётом воспитательной составляющей и дополняет традиционную модель учитель – учебник – ученик актуальной моделью ученик – информационная среда – учитель. Данная модель может с успехом использоваться в процессе организации активизации познавательной деятельности и повышении мотивации обучающихся на уроках и во внеурочное время.
В соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами на общеобразовательную школу возлагаются задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков. С одной стороны, каждый учащийся должен приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. Современная учебная программа требует от учащихся умения работать с непрерывно растущим информационным потоком. Однако часто можно наблюдать, что учащиеся испытывают значительные трудности, не уверены в своих силах, не удовлетворены результатами своего труда, что приводит к потере интереса при изучении предмета. С другой стороны, жизнь современного человека невозможно представить без развития технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, и распространения электронных образовательных ресурсов. Чаще всего можно наблюдать пассивное восприятие обучающимися информации, полученной в Интернете, что приводит молодых людей к стереотипности мышления, искаженному мировоззрению, снижению учебной мотивации. При таком отношении Интернет-ресурсы становятся не базой для развития компетентности личности, а универсальной шпаргалкой на все случаи жизни. А между тем развивающиеся информационные технологии предлагают массу возможностей для совместной работы учащихся и учителя.
Изучив, педагогическую литературу по данной проблеме, описанную отечественными учеными Быховским Я.С., Е.И. Игумновой, Толмачевой Е.В.,И.В. Радецкой, а также основоположниками этой технологии, американцами Берни Доджем и Томасом Марчем, было сформулировано следующее определение технологии web-квест, как интегрированной технологии, которая объединяет идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ и сочетает целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и/или серии вспомогательных заданий по определенному сюжету (рис.1).
Рисунок 1. Технология образовательный web-квест.
Web-квест, как образовательная технология, опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно данному подходу, учитель является организатором и координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых. Он создает условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности обучающихся и поддерживается их инициатива. В свою очередь, обучающиеся становятся равноправными «соучастниками» процесса обучения, разделяя с учителем ответственность за процесс и результаты обучения.
Обязательный web-квест включает в себя следующие части (рис.2):
- введение (тема и обоснование ценности проекта). Этот этап предоставляет основную информацию, вводит ключевые понятия, а также содержит вопрос, над которыми будут размышлять учащиеся;
- задание (цель, условия, проблема и пути ее решения). Это наиболее важная часть web-квеста. Задание направляет учащихся на ряд конкретных действий на пути решения проблемы;
- процесс (поэтапное описание хода работы, распределение ролей, обязанностей каждого участника, ссылки на интернет-ресурсы, конечный продукт). В этом разделе содержатся указания, как именно учащиеся будут выполнять задание (порядок выполнения и сортировки информации);
- оценка (шкала для самооценки и критерии оценки преподавателя). Раздел содержит критерии оценки выполненного задания в соответствии с определенными стандартами;
- заключение (обобщение результатов, подведение итогов (чему научились, какие навыки приобрели; возможны риторические вопросы или вопросы, мотивирующие дальнейшее исследование темы). Здесь подводится итог и поощряется рефлексия и дальнейшие исследования по проблеме;
- страницы для учителя (дополнительно). В них содержится информация для помощи другим преподавателям, которые будут использовать web-квест.
Рисунок 2. Структура web-квеста.
По продолжительности выделяют краткосрочный и долгосрочные web-квесты (рис.3). Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).
Рисунок 3. Виды web-квестов по продолжительности.
По предметному содержанию выделяют моно и межпредметные web-квесты. Что касается формы организации (архитектуры), то web-квест может иметь форму базы данных, которую используют ученики для создания продукта, или представлять собой микромир (игру), в которой учащиеся передвигаются с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство. Если первый вид может активно разрабатываться обычным пользователем (учителем), то второй требует серьезные навыки программирования и может приобретаться в качестве готовых образовательных продуктов. В нашем случае мы следуем именно этому принципу: самостоятельно разрабатываем первый тип и активно используем готовый продукт второго типа (например, littlebridge.com). Кроме того, задания первого типа могут быть реализованы на многочисленных готовых платформах таких как: learning apps.com, google class, moodle, skyeng, open class и др. По мнению многих учителей, успешно внедряющих веб-квесты в учебный процесс, данная технология предоставляет три основных составляющих продуктивного языкового обучения: проблемность, аутентичность и интерактивность, которая является ведущим фактором в обучении иностранному языку. Форма организации обучения в данной технологии также может быть индивидуальной и групповой. Кроме того, данная технология привлекает и тем большим количеством типов заданий, которые учитель может предложить обучающимся (рис.4), а в следствии этого и разнообразия полученных продуктов (типа представления результатов): от устного выступления и эссе до веб-страницы или газетной статьи.
Рисунок 4. Типы заданий технологии web-квест.
Залогом успеха и целесообразности использования обучающимися данной технологии является соблюдение основных принципов разработки web-квеста (рис.5).
Рисунок 5. Требования к разработке web-квеста.
Таким образом, обучающийся в процессе работы над web-квестом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над web-квестом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию. Выполняя квест-проект, обучающийся учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.
Учителю технология web-квеста помогает виртуально осуществлять консультирование обучающихся на всех этапах продвижения через формулировку задания и четкие инструкций по продвижению по квесту. Особенно это удобно для организации самостоятельной работы, дистанционного обучения, координации выполнения домашнего задания. Кроме того, работая над веб-квестом, обучающиеся проходят полный цикл мотивации от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет учащимся исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.
Немало важным аспектом данной технологии является оценивание и даже скорее развитие навыков самооценивания обучающихся. Как правило используется около 4-8 критериев, которые могут включать оценку: исследовательской или творческой работы, качества аргументации, оригинальности работы, навыков работы в группе, устного выступления, мультимедийной презентации, письменного текста и т.п. Такая критериальность позволяет избежать вопросов о справедливости оценивания обучающихся, так как они заранее «принимают правила игры». Этому этапу посвящается целая страница сайта, включающая множество критериев и позволяющая самостоятельно отслеживать как этапы работы создания продукта, так и успешность своего продвижения. Для создания бланка оценки необходимо сформулировать наиболее значимые критерии выполнения задания, которые должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать: достижение заявленной цели, качество выполнения работы, качество процесса, выполнения работы, содержание, сложность задания. Также необходимо определиться со шкалой оценки и подготовить описание параметров. Удобнее всего это сделать в таблице (рис.6).
Критерии |
Начальный уровень выполнения работы 1-2 балла |
Работа нуждается в доработке
0 - 1 балл
|
Выполненная работа
2 балла |
Дополни-тельные баллы
1 балл |
Ответ на проблемный вопрос |
Найден краткий ответ на основной вопрос |
Найдены ответы не на все вопросы |
Найдены аргументированные ответы на все вопросы |
Использованы Интернет-ресурсы |
Раскрытие темы |
Начата работа над темой |
Тема раскрыта частично |
Тема раскрыта полно |
Тема раскрыта оригинально |
Логичность в изложении материала |
Незначитель-ные нарушения логики |
Отсутствие логики |
Логичное изложение материала |
Железная логика |
Авторская оригинальность |
Не совсем стандартная работа |
Стандартная работа |
Ощутимы авторские находки |
Уникальная работа |
Оформление работы, самостоятельность выполнения |
Частично самостоятельная работа |
Несамостоятельная работа |
Самостоятельная работа |
Высокий уровень |
Стилевое решение |
Некоторые нарушения стиля |
Стиль не соблюдён |
Единый стиль |
Авторский стиль |
Анимация и навигация |
Не совсем удачная анимация |
Нет анимации |
Удачно использована анимация |
Идеальное решение |
Рисунок 6. Пример разработки критериев web-квеста.
Стоит отметить, что проведение занятий с помощью web-квеста имеет ряд определенных преимуществ:
- веб-квесты дают учителю образец того, как организовывать и проводить проектную работу;
- в Сети можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового продукта и использовать его без изменений (или, может быть, слегка изменив);
- в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям, желающим создавать свои собственные веб-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и где найти полезные сайты при создании веб-квеста, а также список поисковых систем и инструкции по их использованию;
- учитель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении проекта. В результате чего они тратят меньше времени на поиск необходимой информации, чем на выполнение задания;
- многие ученики будут с удовольствием работать по этой технологии для повышения уровня владения языком.
Однако существуют и трудности в использовании данной технологии:
- для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;
- технология веб-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной грамотности;
- медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов);
- много веб-квестов, которые можно найти в Интернете, созданы за рубежом, поэтому их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.
Таким образом, технология web-квест реализует образовательную, развивающую и воспитательные цели, позволяет интегрировать ресурсы Интернет в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, развивая метапредметные компетенции учащихся в процессе работы над веб-квестом развивается. Учителем создаются условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности обучающихся и поддерживается их инициатива.
В ходе реализации проекта нами было создано и апробировано четыре веб-квеста для реализации в урочной и неурочной деятельности: https://ovbekker.wixsite.com/quest, https://gorlenka.wixsite.com/anewanimal, https://gorlenka.wixsite.com/poklon, https://gorlenka.wixsite.com/webquest. Веб-квесты прошли успешную апробацию и активно используются в учебном процессе. Педагогическая практика была представлена на краевом мероприятии для школ с низкими учебными результатами и нашла положительный отзыв коллег. Данная модель может являться приоритетной в процессе организации активизации познавательной деятельности и повышении мотивации обучающихся на уроках и во внеурочное время.
Литература
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
3. Ван лоо Э., Брон Ж. Т., Янсен Ю. Эксперименты в обучении русскому языку, основанном на задачах (task-based learning): "ярмарка языков" и "вебквест по русскому языку и страноведению" // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Круглые столы: Сборник докладов и сообщений. СПб., 2003.
4. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07
5. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. http://iktylka.blogspot.com/2009/02/5.html
6. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты. http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php
7. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся http://festival.1september.ru/articles/513088/
8. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995-1997. - http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html
9. March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators. 1995-2001. - http://www.ozline.com/learning/webtypes.html
10. March T. Working the Web for Education. Theory and Practice on Integrating the Web for Learning. 1997- 2001. - http://www.ozline.com/learning/theory.html
11. March T. Web-Quests for Learning. 1998. - http://www.ozline.com/webquests/intro.html
12. Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999. - http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html
13. Lamb A. Locate and Evaluate WebQuests. 2000-2004 / EduScapes. Teacher Tap. Internet resourses.Webquests. - http:/